Почему я стал тренером? У меня профессия, которой раньше в мире не было. Я — тренер. Такого слова во многих языках мира еще нет. И даже в русском языке оно применительно к нам, тренерам, является неточным, неполным. Только частично отражающим ту насыщенность, ту емкость понятия, которые скрываются за ним. Именно скрываются. Потому что многое в нашей профессии никогда не видно. Оно понятно только нам, нашим близким, нашим коллегам, да и то далеко не всем.
Просто чем больше и дальше работаешь, чем выше поднимаются твои ученики, чем больше характеров и судеб пропускаешь через себя, через свою жизнь и свою судьбу, чем больше растворяешься в других, чтобы в конце концов вобрать их в себя, отдать им себя, чтобы вырасти и дальше подниматься вместе с ними и без них, тем больше понимаешь, в какие глубины профессии погружаешься, и как много она требует, и на какие маленькие радости и большие заботы обрекает. Все видят минуты тренерской радости. Никто не видит тренерские переживания. Невидимые миру переживания тренера. Есть только суровая ежедневная жизнь, когда проводишь в спортзале по 8-10 часов, а то и больше, когда даже ночью строишь план будущей игры или тренировки и поднимаешься, чтобы записать мелькнувшее во сне.
Когда каждый день борьба не против, а за. За свой стиль, за свое видение, за своих учеников… Мудрая пословица: «Скажи кто твои ученики и я скажу кто ты». Мои ученики -12-кратные победители Первенств Камчатского края. Я горд за них? — Да. Но это не значит, что на нужно останавливаться. Победа накладывает на тренера особую ответственность: удержаться в её рамках и идти дальше, выше. Главное- не оглядываться назад.
Почему я стал тренером? Думал ли я вообще о тренерской карьере, когда учился в школе? Да думал. С четвертого класса я стал заниматься в детской спортивной школе волейболом. Моим первым тренером стал немец по происхождению, бывший военнопленный Рудольф Витке. Он был не только прекрасным тренером, но еще и хорошим человеком — строгим, но добрым. Глядя на него я стал задумываться о профессии тренера для себя. И после школы поступил в педагогическое училище на отделение физической культуры.
В последствии, получая высшее образование в пединституте я тренировал студенческую сборную команду по волейболу. И у меня это получалось. Команда была лучшей среди волейбольных команд высших учебных заведений г. Петропавловска-Камчатского. В дальнейшем, где бы я не работал, параллельно занимался тренерской деятельностью.
Сегодня с высоты уже достаточно большого жизненного и творческого опыта я могу твердо сказать, что профессия тренера — это мое призвание и судьба. Я счастливый человек? Обязательно! Я думаю, счастье — это не везение или дар, а каждодневное восхищение маленькими радостями и достижениями моих мальчишек, даже если тяжело, даже если невмоготу от их непредсказуемых поступков, все равно нужно хотя бы улыбнуться и в мире станет одной радостью больше. А через пять минут она помножится на целую команду. Тренер должен любить свою профессию, учеников, любить свою работу и лишь потом — учить и тренировать. Если бы у меня была еще одна жизнь, знаю точно, она была бы отдана любимой профессии тренера и детям! Тренер для меня больше, чем профессия, это моя жизнь!
Основные положения педагогического опыта тренера – преподавателя 1 квалификационной категории МКУ ДО МДЮСШ В.Н. СВЕТЛОВА
С сентября 2012 года, после получения лицензии МДЮСШ на открытие отделения волейбола, были организованы 2 спортивно-оздоровительные группы детей в количестве 30 человек из учащихся образовательных школ с. Мильково. Занятия проводятся в спортивном зале Мильковского бюджетного учреждения «Мильковский Дом культуры и досуга», который был открыт 15 марта 2012 года. В спортивном зале имеется стандартная волейбольная площадка, размером 9Х18 м, соответствующее оборудование и снаряжение: волейбольная сетка, судейская вышка, тренажерное помещение (оснащенное велотренажером, силовой скамейкой для гребли, силовой скамейкой со штангой, гирями 16,24,32 кг в количестве 6 штук), утяжеленные медицинские мячи, скакалки, волейбольные мячи, радиотрансляционный узел. Подобное оснащение позволяет проводить учебно-тренировочные занятия на современном уровне.
Для подготовки и обучения учащихся технике и правилам игры в волейбол используется авторская лицензированная Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа «ВОЛЕЙБОЛ» для системы дополнительного образования детей МКУ ДО «МДЮСШ» с. Мильково Камчатского края. Рецензент: доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, мастер спорта по волейболу В.В. Костюков.
В ноябре 2013 года команда «Соколики» с. Мильково впервые приняла участие в соревнованиях по волейболу на первенство ДЮСШ № 2 в г. Петропавловске-Камчатском, где заняла 5 место из восьми возможных. Начало было положено. В январе 2014 года команда приняла участие в Первенстве Камчатского края по волейболу среди юношей 2000-2001 года рождения, где заняла 2 место из 7 участвующих команд. Учащийся МКУ ДО МДЮСШ Сысоев Валентин был признан лучшим связующим игроком Первенства.
По итогам участия в соревнованиях были скорректированы методы работы с учащимися для достижения более высоких результатов. Для этого было сконструировано и изготовлено нестандартное оборудование для обучения технике игры в нападении, защите и физической подготовке. Был изготовлен тренажер для совершенствования техники нападающего удара с мячом на растяжках, тренажер одиночного и двойного блока. Для отработки техники нижнего приема мяча были использованы дорожные конусы, ограждающая строительная лента, гуттаперчевые мячи (для игры в большой теннис).
Для совершенствования техники комбинационной игры в нападении и защите была разработана методика «Игра с тенью», где каждый обучающийся должен запомнить и отработать алгоритм действий в нападении и защите на каждом участке волейбольной площадки. Алгоритм действий осуществляется по сигналам тренера, которые требуют постоянного внимания и активных действий со стороны учащихся.
Проведенная работа позволила команде успешно подготовиться и участвовать в региональном этапе всероссийских соревнований по волейболу среди команд общеобразовательных учреждений Камчатского края «Серебряный мяч» в рамках реализации общероссийского проекта «Волейбол в школу». В итоге мильковские волейболисты заняли третье место из восьми возможных. Ефименков Денис был признан лучшим игроком соревнований. Три члена команды «Сокол» (Ефименков Денис, Акалупин Данил, Сысоев Валентин) вошли в состав сборной Камчатского края по волейболу и приняли участие в Зональных соревнованиях Первенства России «Летающий мяч» в г. Владивостоке в апреле 2014 года.
В летний оздоровительный период с июня 2013 года ежегодно комплектуется спортивный отряд из волейболистов МКУ ДО МДЮСШ, которые продолжают занятия в спортивном зале МБУ МДКД с целью восстановления здоровья и закрепления полученных в течении учебного года навыков игры в волейбол. Проводятся не только тренировочные, но оздоровительные, развлекательные мероприятия и подвижные игры. Организовано витаминизированное сбалансированное питание на базе Мильковской средней общеобразовательной школы №1.
С сентября 2014 года была набрана новая спортивно-оздоровительная группа в количестве 15 человек из учащихся 4-5 классов общеобразовательных школ с. Мильково. Команда «Сокол» начала подготовку к участию в чемпионате Камчатского края по волейболу среди юношей 2001-2002 года рождения, который прошел с 4 по 11 ноября в г. Петропавловске-Камчатском. В чемпионате приняли участие 7 сильнейших команд Камчатского края. Впервые в истории Мильковского волейбола команда «Сокол» МДЮСШ прошла весь турнир без поражений, не проиграв ни одной партии, и стала победителем Камчатского края. Лучшим игроком турнира был признан Матвеев Андрей учащий 7 класса МКОУ МСОШ №2.
Четверо игроков команды «Сокол» (Алимов Всеволод, Сысоев Валентин, Токарев Денис, Субботовский Виталий) вошли в состав сборной Камчатского края по волейболу, для участия в Зональных соревнованиях Первенства России в г. Новосибирске в декабре 2014 года.
С 13 по 20 ноября команда «Сокол» приняла участие в соревнованиях по волейболу среди юношеских команд 1997-1999 годов рождения, где ребята получили большой опыт в играх с более старшими и опытными соперниками и заняли 4 место из 7 команд.
С 13 по 20 января 2015 г., участвуя в соревнованиях на первенство Камчатского края по волейболу среди юношей 2000-2001 года рождения, команда «Сокол» подтвердила свое звание лучшей команды Камчатского края, вновь пройдя весь турнир без поражений очередной раз стали чемпионами.
По итогам участия в соревнованиях постановлением главы администрации Мильковского муниципального района от 25 февраля 2015 года № 57 был присвоен третий взрослый спортивный разряд по волейболу восьми учащимся отделения. А семи юным волейболистам были присвоены 1,2,3 спортивные юношеские разряды.
В 2016 году появилась новая юношеская команда волейболистов «Мильковолей», которая стала победителем Первенства среди школ Камчатского края. Команды «Сокол» и «Мильковолей» в составе сборной Камчатского края на регулярной основе ежегодно принимают участие в международных соревнованиях по волейболу «Локоволей» на Первенство Дальневосточного Федерального округа в г. Хабаровске и г. Лесозаводске.
На Первенстве ДФО в г. Комсомольске-на-Амуре в апреле 2019 года в соревнованиях по волейболу команда юношей «Мильковолей» МКОУ МСШ №1 впервые в истории Мильковского волейбола заняла 2 место, что явилось ярким показателем работы отделения волейбола МКУ ДО МДЮСШ,
Таким образом, с 2012 по 2019 годы работы отделением волейбола было привлечено к систематическим организованным занятиям 90 учащихся общеобразовательных школ с. Мильково. Учебно-материальная база позволяет проводить тренировочные занятия по методике опережающего обучения, которое подразумевает физическое и умственное развитие учащихся, опережающее их возрастные возможности, а так же развитие специальной мыслительной активности, направленной на быстроту принятия решений, физической реакции и развития периферического зрения (есть наблюдение, что в результате тренировок у одного из учащихся — Шишкина Семена 14 лет, в результате занятий волейболом, исправлено врожденное косоглазие).
Опережающее обучение предполагает воспитание волевых качеств личности в процессе преодоления трудностей и препятствий во время тренировок. Конкретное проявление волевых качеств у юных волейболистов проявляется в виде целеустремленности, настойчивости в достижении цели, решительности, смелости, активности действий не только на тренировках, но прежде всего в соревнованиях.
Важным этапом подготовки волейболистов является формирование командных взаимоотношений, а также навыков самоанализа игровых действий, как самого игрока, так и всей команды. В волейболе невозможно выстроить успешную игру без организации взаимопонимания и взаимоуважения всех игроков. С этой целью проводятся групповые и индивидуальные беседы, где обсуждаются проведенные матчи, строятся дальнейшие планы. При этом все члены команды должны высказать свое мнение, что помогает тренеру выявить степень подготовленности каждого учащегося и оценить общий психологический настрой команды. Важно научить учащихся внимательно выслушать мнение другого члена команды и не осуждать его высказывания. Таким образом, складывается микроклимат команды, который положительно влияет на поведение игроков во время матча. Для успешной игры важно не только понимать и чувствовать друг друга во время разыгрывания комбинаций, но и уметь поддержать товарища, если произошла ошибка на поле, сохраняя общий положительный психологический настрой.
Вспомогательным средством обучения является использование в теоретической части тренировок видео и фотоматериалов по истории и практике волейбола. Используется видеоаппаратура для фиксации игровых моментов с последующим разбором и анализом ошибок с учащимися. Для обучения тактическому мышлению используется магнитная доска, где прогнозируются варианты построения игры, производится разбор ошибок и закрепляются умения, навыки применения технических приемов во время игры.
В практической работе с детьми тренер, прежде всего, должен быть педагогом для осуществления как воспитательных, так и обучающих задач, знать основы детской психологии, уметь выявлять и учитывать особенности детей для осуществления индивидуальной работы с учащимися, которой уделяется особое внимание. Большое значение имеют личностные качества самого тренера, как примера для подражания, а также его уровень технической и игровой подготовки.
Основным положительным показателем работы отделения волейбола МКУ ДО МДЮСШ является стабильность состава занимающихся, положительная динамика прироста индивидуальных показателей, высокого качества выполнения программных требований. В связи с этим по истечении каждого учебного года проводится проверка уровня подготовленности занимающихся – сдача контрольно-переводных тестов. Итоги тестирования утверждаются администрацией МКУ ДО МДЮСШ.
Важным условием мотивации занимающихся в спортивной школе является выполнение спортивных разрядов. За 8 лет существования отделения волейбола 42 юных спортсмена получили юношеские, 2 и 3 взрослые разряды.
Отделение волейбола МКУ ДО МДЮСШ расширяет свою деятельность. Если в 2012 году занимались волейболом 45 учащихся в возрасте от 9 до 11 лет, то в 2019 году были созданы группы еще 4 группы, и общее количество учащихся возросло до 74 человек.